Всем привет!
Поеделюсь и я своими хитростями.
Во-первыъх понял, что улыбка не всегда лучший вариант. ребенок как улыбнется, чистой открытой улыбкой, а там....зубов через один, некоторые гнилые, черные и даже брекеты есть. А ребенок уже развеселился и тут уж обратная задача - не улыбаться. и полезли зажимы...
А вот по поводу вызова улыбки, тут комплексный подход нужен.
1. Я считаю фотограф действительно должен отличаться от педагога тем, что он действительно должен любить детей, "опускатся" до их уровня, не стесняться и играть с ними почти на равных.
2. Уже говорилось про щекотку. Хороший вариант, но работает не на всех, а некоторые дети вообще не боятся щекотки
3. Посмотреть несколько популярных на данный момент мультиков (смешарики, лунтик. скуби-ду...
), чтобы с детьми разговариать предметно: "А ты смотрел серию где Крош в космос летал?". А заодно поинтерсоваться у детей какие им мультики нравятся?"
4. С пацанами я начинаю играть в истребители. Говорю "я - самолет" и начинаю водить фотоаппаратом из стороны в сторону, вверх-вниз (глядя в видоискатель) с характерным самолетным звуком. Выйдя на "цель" начинаю стрелять. иногда специально промазываю. быстро в игру включаются, скованность проходит.
Или, когда голову повернуть надо ребенку, беру двумя руками-сильно- их голову и говорю как роботы головой крутят и вращаю ее как надо резкими отрывистыми движениями опять же с характерными звкуами "Вжжж-жж". Тоже раскрепощает.
5. но самый беспроигрышный вариант открыл недавно. процентов на 90 улыбка обеспечена, причем даже у детей которые не улыбаются принципиально и глаза на мокром месте. Беру еэжика из смешариков и даю им в руки.(кстати игрушка хороша еще и тем что руки у них при деле- вносу ковырятьчся не удобно).
Причем даю им аккуратно показывая, что боюсь уколоться(хотя игрушка мягкая) иногда даже показываю что больно. Дети уверяют меня что им не больно. Потом нажимаю ежику на нос и говорю например "пиииип", затем нажимаю недоумевающему ребенку на его нос и уже другим голосом "пип-пип" и успокаиваю его нажав себе на нос с каким нибудь мерзким звуком. И например во время съемки если ребенок не улыбается я просто издаю один из этих звуков-ребенок вспоминает и улыбается.
Или говорю-"возьми ежика за уши и дерни". Он дергает-а я имитирую голосом как ежик орёт. Дети начинают ржать.
Но самый четкий метод следующий. Говорю ребенку-"крепко возьми ежика". Он сжимает. я переспрашиваю "крепко взял?".он кивает головой. я беру резко и вырываю из рук. ребенок на мгновение шокирован. потом доходит что это игра, сам выхватывает у меня ежика и сжимает крепче. я снова вырываю, ребенок крепче сжимает. он уже во власти своих эмоций и ты уже не фотограф, а как минимум тот ежик, потому, что хоть ребенок и крепко держит ежика, а ты его все равно пытаешься вырвать причем ежик орет, пыхтит, угрожает уколоть. но это все до съемки. а во время съемки ты переспрашиваешь крепко ли он держит ежика, протягиваешь руку ит.д. Если есть ассистент. который будет тянуть ежика вообще супер.
Вот вкратце и все. Родители недоумевают-оказывается мой ребенок может улыбаться....