Л.Д.Курский. Лекция первая
Записано на лекции в Музее современного искусства в 2008 году.
Человек входит в студию и видит фотографа. Какого фотографа? Ваш внешний вид, прическа, одежда должны внушать доверие. К вам приходят люди разного возраста, в том числе и пожилые. Мода модой, но, например, драные коленки кого-то могут шокировать и вызвать внутреннее недоверие.
Василий Иванович Улитин, один из известнейших портретистов начала прошлого века, - недавно в Серпухове отметили 130 лет со дня его рождения, - в 70-х годах решил зайти в павильон и посмотреть на сегодняшнюю фотографию. Зашел в фотозал – никого. Зашел в фотопавильон, окликнул. Вышла девушка в белом когда-то халате со следами всех проявителей и закрепителей. Улитин попрощался и ушел. Ему - бывшему владельцу собственной фотостудии на Долгоруковской улице, - внешний вид фотографа не внушил доверия.
Есть три основных типа поведения - поведение мэтра, ребенка и на равных. Есть кто-то на белом свете, перед которым мы в позиции ребенка Для фотографа приемлем единственный вариант поведения – на равных. Кто бы перед вами ни стоял – вы должны быть всегда на равных и вести себя надлежащим образом, но без тени превосходства. Если вы работаете вне павильона и снимаете детские праздники – вы должны через пять минут стать своим, ведите себя с детьми на равных.
Ваше поведение, манера говорить, жестикуляция – все должно вызывать у вошедшего доверие к вам как к специалисту. Судьба привела его к вам за руку, чтобы здесь случился его лучший в жизни портрет. И это ваше поведение – одно из привходящих обстоятельств для того, чтобы человек вам поверил и доверился.
Окраска стен павильона должна быть благоприятной. Когда человек входит в казенное помещение, он сразу же оказывается в непривычной обстановке. Это для актера, особенно для фотографа кино, прийти в декорацию, где стены не покрашены, где нет потолка, где всюду висят драпировки, – состояние естественное. А мы, как портретисты, должны заранее подумать о том, что увидит человек в помещении. Уныло-синеватые серые стены, которые часто можно видеть в фотостудиях, напоминают казенный дом – лучше привести их к тепловатому оттенку. Сто лет назад появилась концепция студий с черными стенами и потолками. Это было связано с тем, что в работу фотостудий надежно вошел электрический свет. Дневное освещение прежде всегда огранивало возможности фотографа, а электрический свет буквально развязал ему руку. Но неумелое и неумеренное пользование электроприборами приводят к непониманию световой обстановки, а порой и к деформации лица в портрете.
Черные стены и павильоны хороши тем, что посторонний свет исключен, но все же фотостудия – не пыточная камера! Черная фотостудия может неблагоприятно воздействовать на настроение портретируемого. Увидев павильон, он сразу должен понять, что о нем здесь думают и заботятся! Расстановка мебели, окраска стен, благоприятный верхний свет, не бьющий в глаза.
Имеет значение даже расположение осветительных приборов и проводов. Человек, идущий на свое место для съемки, не должен переступать через провода и колодки. Уже в семидесятые годы была разработана система, по которой все провода и свет находились под потолком, обеспечивая все варианты освещения, и лишь только нижний свет стоял на полу. Место для портретирования должно быть близко к дверям.
Нежелательно бегать вокруг портретируемого с прибором рисующего света. Он может расценить это как ваше незнание или как неуверенность. Что может быть проще – поставьте и справа, и слева по одному источнику рисующего света. Остается только включить их по очереди.
Прежде студия обязательно имела приемный зал. Иногда в нем или на витрине вешали размноженные Фотокинообъединением большие портреты, но это было менее интересно. Чаще на стенах приемного зала висели образцы работ фотографов именно из этой студии. Можно было узнать, когда работает фотограф, чьи фото вам понравились, и прийти именно к нему. Я вспоминаю, как пришел к фотографу Елене Александровне Андреевой в ее крохотную студию, где приемный зал отделялся от студии тяжелой бархатной занавеской красного цвета. Она как раз заканчивала съемку, и я слышу: «Вы снимали нас, когда мы только что стали мужем и женой, а теперь мы пришли к вам сниматься с дочкой». То есть у фотографа были постоянные заказчики, которые, если снимок им понравился, ходили именно к нему.
На столе часто лежали альбомы. Просмотрев их, заказчик – надо говорить именно заказчик, а не клиент, - клиент у полотера, - получал представление о фотографе. Неуверенный в себе человек говорил, показывая на конкретную фотографию: «Вот так меня снимите, пожалуйста».
Сейчас, увы, подобных студий уже не осталось.